Конспект открытого урока в 3 классе "Синтаксический разбор предложения. Обобщение."

 

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, формирование умений производить разбор по членам предложения и навыков грамотного письма через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные – повторить понятия о главных и второстепенных членах предложения; Совершенствовать умение производить разбор по членам предложения; сформировать умение владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), в различных ситуациях общения.

Развивающие – развивать навыки беглого выразительного сознательного чтения, каллиграфического и грамотного письма, развитой связанной речи; умение учащихся самостоятельно делать выводы, овладеть разными видами логического мышления: навыки анализа, сравнения, сопоставления фактов языка, умения делать самостоятельные выводы.

Воспитательные – воспитывать умение слушать и уважать мнение другого, работать сообща, культуру реи, поведения, интерес к предмету; расширить представление обучаемых об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка; заложить основы самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

 

 

 

Тема: «Синтаксический разбор предложения. Обобщение»

Здравствуйте, дорогие гости!

I.                  Организационный момент

Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сядем и вздохнём,

Наш урок скорей начнём.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

II.               Минутка чистописания

Давайте откроем тетрадь и запишем число

 

Пятнадцатое ноября

Классная работа

Чщ

Кто закончил, отложите ручки и сядьте красиво. Молодцы!

III.           Актуализация знаний

Ребята, сегодня я вызываю вас на дуэль. Дуэль по знаниям правил русского языка.

На партах у вас лежат листочки, в которых вы будете ставить баллы за правильные ответы. Но есть одно условие, работать вы будете в парах, поэтому оценивать вы будете друг друга. Какая самая лучшая оценка за урок для ученика (пять), верно! Я желаю вам сегодня успехов!

Внимание на доску!

В каждой строке мы видим слова. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет)

Докажите. (Дети рассказывают правило, что такое предложение и как его оформить)

Молодцы!

А теперь подумайте и составьте из слов пословицы. Первый ряд под №1, второй ряд под № 2, третий ряд под №3. (дети составляют пословицы и сразу проговаривают орфограммы на пропущенные буквы: парный согласный по глухости/звонкости, проверяемый безударный гласный и орфограмма ча-ща. Например: Пропущена буква согласного звука, она парная, значит это орфограмма парный согласный по глухости/звонкости, подбираем проверочное слово (звук согласный проверяй рядом гласный подставляй и т.д.))

1.     горько ученье, слаки плды но. (Ученье горько, но плоды сладки.)

 

2.     овощ… вырастишь не, не борщ… и сваришь. (Не вырастишь овоща, не сваришь и борща.)

 

 

3.     учении тру… скучен при, от вкусен да пло учения. (Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.)

Запишите первую пословицу!

         ФИЗМИНУТКА для пальчиков

IV.           Самоопределение к деятельности

Ребята, сложно было составлять предложение?

Скажите, пожалуйста, из каких членов предложения может состоять предложение? (Из главных и второстепенных)

Какие члены предложения мы называем главными? И как их найти в предложении? (подлежащее и сказуемое)

Какие члены предложения мы называем второстепенными? (определение, дополнение и обстоятельство)

И как их найти в предложении? (мы ставим дополнительные вопросы, например: Определение: обозначает признак предмета и выражено прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое и т.д., подчеркиваем волнистой линей. Дополнение: обозначает предмет, выражено существительным и отвечает на вопросы косвенных падежей: что, кого, чего, кому, чему, о ком, о чем. Подчеркиваем пунктиром.

Обстоятельство: обозначает признак действия, способ и место действия, отвечает на вопросы: как, где, куда, откуда, когда, зачем, почему. Подчеркиваем пунктир точка.

Ребята, а какие предложения нам знакомы по цели высказывания? (Повест, побудительное и вопросительное)

По интонации? (Восклицательное или невосклицательное)

По наличию главных и второстепенных членов? (распространённое и нераспр.)

По количеству грамматических основ? (простое или сложное)

Ребята, кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока? (Синтаксический разбор предложения)

Какие задачи перед собой мы поставим? (ответы детей)

Правильно, сегодня мы с вами будем закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения.

VI.ФИЗМИНУТКА для тела

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

 

V.               Работа по теме урока

Ребята, у вас на партах есть текст. Прочитайте его.

Золотая осень

         1Наступила золотая осень. 2По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики. 3В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. 4На лесных полянах покраснели гроздья рябины. 5В осенние дни улетают на юг певчие птицы. 6Уже улетели ласточки и стрижи. 7В шумные стайки собрались скворцы. 8Покидают родные болота серые журавли. 9Остались зимовать рябчики. 10Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

Ребята, перед вами лежат листы оценивания, там же есть вопросы, на которые вы должны будете дать ответы в своих тетрадочках. В третьей колонке у вас указано количество баллов, которые вы сможете заработать, в четвертой колонке вы друг другу будете выставлять баллы, которые будете зарабатывать.

1 Задание:

1.     Выпишите предложение.

1 ряд – 8 предложение

2 ряд – 4 предложение

3 ряд – 7 предложение

2.     Работа в парах. Первый вариант находит главные члены, второй вариант находит второстепенные члены. Происходит взаимопроверка и оценивание этого задания. (дети ставят 2 и 3 балл)

3.     Дать характеристику предложения. Взаимопроверка и взаимооценивание. (дети ставят от 0 до 4 баллов).

VII.        Закрепление изученного материала.

Составьте предложение по схеме + 1 балл. Работа в парах. У кого я уже прослушала предложение, запишите его, но не забывайте писать слова грамотно, вспоминая правила, о которых мы говорили в начале урока.

VIII.    Рефлексия

Ребята, настало время подвести итог того, что мы вспоминали на уроке. Заполните таблицу. Нужно вычеркнуть слова, которые не подходят по определению, если верно, то дети ставят оп 1 баллу на каждый вопрос (6 балл).

Вопросы

Вычеркни лишнее слово

Баллы

1

Главные члены предложения это

обстоятельство, сказуемое, определение, дополнение, подлежащее

 

2

Второстепенные члены предложения это

обстоятельство, сказуемое, определение, дополнение, подлежащее

 

3

Назовите предложения по цели высказывания

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

4

Назовите предложения по цели интонации

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

5

Назовите предложения по наличию главных и второстепенных членов

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

6

Назовите предложения по количеству грамматических основ

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

IX. Подведение итогов урока.

Подсчитайте баллы и поменяйтесь листочками.

Что мы сегодня с вами закрепляли на уроке? Что больше всего вам понравилось? Поднимите руки, кто сегодня получил за работу на уроке «5», а кто «4».

Молодцы, ребята! Подпишите свои листы оценки, я вам поставлю оценку за работу на уроке в журнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотая осень

       Наступила золотая осень. По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах покраснели гроздья рябины. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота серые журавли. Остались зимовать рябчики. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

 

Золотая осень

       Наступила золотая осень. По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах покраснели гроздья рябины. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота серые журавли. Остались зимовать рябчики. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

 

Золотая осень

       Наступила золотая осень. По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах покраснели гроздья рябины. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота серые журавли. Остались зимовать рябчики. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ФИ

БАЛЛЫ

БАЛЛЫ

1

Выписать предложение

0-1

 

2

Найти главные члены

0-1

 

3

Найти второстепенные члены

0-1

 

4

Дать характеристику предложению

0-4

 

5

Составить предложение

0-1

 

6

Заполнить таблицу

0-6

 

 

Итого

14

 

 

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ФИ

БАЛЛЫ

БАЛЛЫ

1

Выписать предложение

0-1

 

2

Найти главные члены

0-1

 

3

Найти второстепенные члены

0-1

 

4

Дать характеристику предложению

0-4

 

5

Составить предложение

0-1

 

6

Заполнить таблицу

0-6

 

 

Итого

14

 

 

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ФИ

БАЛЛЫ

БАЛЛЫ

1

Выписать предложение

0-1

 

2

Найти главные члены

0-1

 

3

Найти второстепенные члены

0-1

 

4

Дать характеристику предложению

0-4

 

5

Составить предложение

0-1

 

6

Заполнить таблицу

0-6

 

 

Итого

14

 

 

 

 

Вопросы

Вычеркни лишнее слово

Баллы

1

Главные члены предложения это

обстоятельство, сказуемое, определение, дополнение, подлежащее

 

2

Второстепенные члены предложения это

обстоятельство, сказуемое, определение, дополнение, подлежащее

 

3

Назовите предложения по цели высказывания

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

4

Назовите предложения по цели интонации

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

5

Назовите предложения по наличию главных и второстепенных членов

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

6

Назовите предложения по количеству грамматических основ

Побудительное, восклицательное, распространённое, вопросительное, простое, нераспространённое, сложное, повествовательное, невосклицательное

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День Знаний в 3 классе